Агентство Новости Услуги Проекты Клиенты Обучение Статьи Конгресс Контакты Поиск
НеДоPR Печать E-mail
Автор Валентин Лопан   
08.10.2008 г.

 Ближайшие месяцы подарят нам примеры блеска и/или нищеты PR.

До недавнего времени стратегии поведения буквально всех участников рынка во всех отраслях экономики Беларуси и России основывались на предположении, что рынок растет, и будет расти дальше. Сигнал к перемене настроений подали пушки в Южной Осетии с 7 на 8 августа 2008 года. С тех пор каждый день меняет наши представления о глубине и продолжительности падения.

Сегодня российские СМИ в один голос «отписались» о том, что кризис добрался до реального сектора - металлургии и автопрома. Объявлены планы сокращения производства и персонала, стоят сборочные конвейеры, рассматриваются варианты перехода на четырехдневную рабочую неделю...

В Беларуси до сих пор не слышно внятных оценок ситуации и прогнозов ее развития. Если не считать вчерашнего высказывания Президента Беларуси при посещении КГБ о возможных «проблемах с экспортом».

Сегодня прямо с утра белорусский телеканал сбился с ног в поисках представителей реального сектора, которые могли бы хоть что-то сказать по этому поводу. В попытках помочь журналистам исполнить их профессиональный долг я обзвонил всех, кого знал в этом «реальном секторе». Все в приватных разговорах делятся проблемами, все на грани паники, и никто не хочет говорить об этом открыто. Инерция состоит в том, что так долго докладывали о победах, росте, прекрасных перспективах, что сами поверили в их нескончаемость.

Страшно. Понимаю. Но молчание может обернуться более страшным злом.

Тем более, что «добро» на публичный анализ ситуации, похоже, дано. Ну не само же белорусское телевидение решило заговорить о проблемах! Хотя, кто знает, может быть, профессионализм уже берет верх над страхом?

PR на большинстве белорусских предприятий упирается в барьеры уже на стадии простого информирования - на первом качественном уровне этой работы.

При этом, казалось бы, пример России в решении «пиар» - задач после конфликта в Южной Осетии, а не до него, уже продемонстрировал, что обходятся такие решения тяжелее и дороже. Да чего там Россия, наш собственный белорусский опыт показывает, как много надо было сделать в PR страны Беларусь заранее, а не перед самыми выборами.

Меня до сих пор удивляет, как в период предвыборной кампании ни одна из соперничающих за места в парламенте сторон, не смогла (не захотела) разыграть беспроигрышный козырь - ситуацию вокруг акционирования и приватизации белорусских предприятий. С кем бы я ни разговаривал на заводах - от экономиста до директора, от рабочего до инженера - никто не мог понять и объяснить, зачем это делается, да еще в такой спешке. Непонятность порождает домыслы и слухи.

А теперь представим себе, что будет 1 декабря 2008 года - срок для окончания работ по акционированию предприятий из плана этого года.

К тому времени даже у гигантов нашей промышленности могут возникнуть проблемы с кредитованием «под зарплату» - свои оборотные средства в огромных размерах будут заморожены на складах готовой продукции в результате «молчания» и стремления выполнить любой ценой никем не скорректированный прогноз социально-экономического развития. Возникшие на этой почве трудности с выплатой зарплаты неизбежно скажутся на платежах работников по взятым потребительским кредитам, и так далее по цепочке. Все это на фоне «молчания» о том, почему готовят к «распродаже народную собственность», ничего даже не обещая трудовым коллективам в ходе этой распродажи. Придет время эмоций.

НеДоPR. Смысловые акценты расставьте сами

 
home contact search contact search