Агентство Новости Услуги Проекты Клиенты Обучение Статьи Конгресс Контакты Поиск
Агентство arrow Статьи arrow Как войти в профессию PR?
Как войти в профессию PR? Печать E-mail
Автор Валентин Лопан   
11.05.2008 г.

Наставление молодому специалисту.

Наслушавшись сладких речей о необыкновенных перспективах PR и поверив обещаниям достижения гармонии и любви, десятки молодых людей ежегодно получают дипломы и сертификаты об образовании в этой области. С этими дипломами они начинают искать...Уже не профессию, а работу...

В знаменитом фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (премия Оскар за лучший иностранный фильм в 1980 году) один из героев очень любил говорить молодым и не опытным девушкам, что «через несколько лет не будет ни кино, ни театра. Будет только телевидение...». Нечто подобное происходит сейчас у нас с PR. Как сказали бы профессионалы, типичные сверхобещания и сверхреклама первоэтапного Дела.

То, что мир далек от гармонии и полон противоречий известно давно. Но в то, что с этим придется столкнуться прямо за порогом учебного заведения, никто верить не хочет.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов по PR прямо вытекают из ситуации с PR, как услугой и видом деятельности в целом.

Объективно общество в целом (и деловое сообщество Беларуси в частности) уже нуждаются в PR-деятельности, но еще не осознало этого.

По этой причине молодой специалист готов активно реализовывать полученные знания на практике, но работодатели (заказчики) воздерживаются от этой работы., Как и все противоречия, это тоже разрешается в пространстве, во времени, в структуре и в отношениях.

Дробись, пространство, большое и очень большое! Или объединяйся.

Самый простой путь. Молодой пиарщик, разославший 20 резюме и два-три раза сходивший на собеседования, должен сразу знать, что этого мало. Он должен не опускать руки, пока не разошлет резюме в 300 адресов, и не побеседует хотя бы десяток раз. Цифры называю «с потолка». Важно понять, что попыток должно быть на порядок больше. Эти цифры возникают, когда он начинает «дробить» пространство города Минска до размеров одного предприятия.

Следующий шаг - переход в надсистему. «Дробим» уже не один город, а страну. Не один же город Минск у нас в стране! Эти города тоже дробим до размера предприятий. И так далее.

Безусловно, стучаться нужно в двери не каждого предприятия. Хотя технически и это возможно. Но это очень будет походить на спам.

Можно поискать в пространстве уже структурированные потоки. Изучите потоки рекламы. Составьте список предприятий, ведущих активные рекламные кампании в СМИ. Очень часто, получив богатый опыт в рекламной деятельности, руководство фирмы начинает понимать, что чего-то не хватает в этом виде коммуникации...

Просмотрите каталоги выставок. А еще лучше посетите эти выставки. Побеседуйте с менеджерами или руководством. Оставьте им свое резюме. Кроме выставок существуют еще разного рода деловые форумы, конференции, вручение номинаций конкурсов и пр.

На поток информации можно «сесть» и очень популярным сейчас способом - через интернет, не выходя их дома. Поищите несколько профессиональных форумов, активно высказывайтесь на них по существу вопросов. Но прямо скажем, у нас в Беларуси с этим видом общения «напряженка». Но помнить надо о том, что живое общение ничем не заменишь.

В этих блужданиях по пространству бывают неожиданные повороты. Фирмы ведь можно сгруппировать по отраслевому признаку. В отдельных отраслях по разным причинам иногда резко обостряется конкуренция. Это порождает спрос на специалистов в маркетинге, рекламе и PR получше всяких увещеваний с трибун и кафедр.

Пример 1. В 2007 году одна из выпускниц курса «Рекламное измерение-148», успешно работавшая по специальности в IT области, вынуждена была сменить место работы. Она попросила меня (Валентина Лопана) кого-нибудь рекомендовать на ее место, зная, что курс продолжается, и выпускники скоро начнут искать работу. Я сообщил эту новость всем слушателям. Прошло некоторое время. Моему удивлению не было предела, когда я узнал о результатах. Вместо одного специалиста компания взяла на работу троих! Несколько месяцев спустя стало ясно, что практически все IT-компании обзавелись специалистами по коммуникациям.

В этом примере важно заметить, что работодатель тоже не кричал в неопределенное пространство «Ищу специалиста!». Он предпочел «оседлать» уже готовый поток.

Опыт других профессий показывает, что нельзя ограничиваться переходами «в надсистему» в рамках одной страны. Сколько математиков, физиков, программистов, ученых других отраслей знаний уехало из страны за последние 15 лет! Я не думаю, что они сделали это из любви к перемене мест.

Спрос на PR выше в тех странах, где бизнес динамичнее развивается, где государство поощряет, а не ограничивает конкуренцию.

Искать работу можно и в других, в соседних странах.

В странах Прибалтики после их вступления в Евросоюз - настоящее бедствие. Молодежь массово начала переезжать на Запад. Белорусские маркетологи и бизнес-тренеры активно вживаются в российские реалии, в частности, в Москве. Многие известные белорусские специалисты по коммуникациям и креативу регулярно становятся пассажирами поезда Минск-Киев-Минск.

Не могу судить о массовости явления, но многих из них я знаю лично.

Изучение рынка PR-услуг в Москве за последние два месяца показало, что менеджеры по PR начинают потихоньку увольняться из компаний, где в месяц платят 1500 долларов...

Отдельная история с зарубежными компаниями, которые приходят к нам в страну со своим бизнесом. Пожалуй, с этих компаний следует начинать ваши попытки найти работу в PR. Но будьте готовы к тому, что конкуренция там будет выше всего.

«А мы все время убиваем время, проматываем, прожигаем время...»*

Поиски работы особенно тяжело даются морально, когда человек находится под временнЫм стрессом. Можно сколько угодно дискутировать, но большинство людей начинают работать по причине отсутствия денег. Деньги, (и сегодня!) нужны, чтобы заплатить за квартиру, телефон, сотовый телефон, интернет, проездной... Это только регулярные платежи. А сколько соблазнов каждый день!

А работы, и соответственно зарплаты, сегодня нет.

Ищите любимую работу заранее, даже если сегодня вы «пристроены». Хорошо это делать во время учебы по новой специальности.

Ведь может оказаться, что компании, которой вы не нужны сегодня, вы понадобитесь завтра. Кроме этого, всегда существуют компании, которым нужны дополнительные рабочие руки и головы на короткий срок, на выполнение конкретного проекта.

Что вам это дает? Это дает вам практический опыт, которого так не хватает в резюме. Не важно, сколько времени вы делали работу. Важно, какую работу конкретно, какие практические навыки освоили. Соглашайтесь на такую работу даже без оплаты. Компания платит вам тем, что передает практические навыки и знания. Это ваш стартовый капитал, «уставный фонд» профессионала.

Как директор ООО «Агентство Деловых Связей», я стараюсь не отказывать толковым студентам в просьбах о практике и стажировке. Затруднения бывают только тогда, когда у нас «затишье».

Пример 2. Практически все новые сотрудники нашего агентства (ООО «Агентство Деловых Связей») приходят в компанию после кратковременной практики по специальности во время учебы. Все резюме, приходящие по почте, мы складываем в папочку «кадровый резерв».

Однажды пришло письмо, в котором было сразу два резюме. Две сестры, одна студентка лингвистического университета, другая - экономического, предлагали свои кандидатуры для работы в агентстве. Объединяло сестер кроме близкого  родства еще одно обстоятельство - они обе обожали «машинки». А мы в то время очень активно занимались МАЗами. Причем сестрички обратились к нам не просто так. До этого они регулярно (и бесплатно!) работали на стендах автомобильных выставок, где нас и «присмотрели». Когда появилась необходимость в сотруднике, мы открыли папочку, позвонили, поговорили. Девушка работает у нас по сей день.

Самый яркий пример последних лет, который прошел у меня перед глазами, это «трудоустройство трех подруг» - выпускниц факультета журналистики БГУ, специальность «информация и коммуникации». Оля, Катя и Ира - назовем их так. Сегодня они успешно работают в серьезных компаниях. А начинали с того, что в студенческие годы вот так втроем предлагали свои умные головы многим компаниям (смотри первую часть статьи «о пространстве»). К моменту окончания университета их знали как инициативных, образованных, имеющих практический опыт как минимум в пяти компаниях. При появлении вакансий им первым звонили с предложениями. Мечта молодого специалиста? Да! А почему? «В семестре работать надо!» - старая студенческая (или профессорская?) мудрость.

PR? А что там «внутри»?

Одной из причин, по которой я начал преподавать такие дисциплины как «Поиск новых идей в рекламе (креатив)», «Проектирование рекламных кампаний» и «Введение в PR» в рамках курса «Рекламное измерение-148», стал очень яркий случай на собеседовании с претенденткой на рабочее место в агентстве. Девушка только что прошла переподготовку по модной специальности «PR». Разговор для нее в смысле трудоустройства закончился ничем, а я запомнил его надолго. Претендентка не смогла ответить на вопрос «А чем бы вы хотели заниматься в PR?».

Дело не в том, что девушка неважно училась. Скорее наоборот. Конечно, важно, ЧЕМУ ее учили. Но и это не главное. На этот вопрос тогда (да и сейчас) не могли ответить многие. В том числе работодатели. И это прискорбнее всего.

Разговоры о PR и его преподавание часто ведутся с употреблением очень обобщенных категорий до уровня философских. А то и библейских. «Надо быть искренними», «говорить правду», «быть доброжелательными», «помогать ближнему» и т.д. и т.п.

Если вы ищете работу именно по такому «профилю», то трудности неизбежны. Бизнес, коммерсанты - народ на удивление прагматичный. Первое о чем они думают - продажи. Они вырастут? Второе - повысится ли управляемость бизнеса? А первейшее, о чем они думают, что это даст «мне лично» в деньгах, карьере, влиянии?

Никогда не предлагайте PR «вообще». Предлагайте PR «в частности».

«Умею писать новости», «могу подготовить доклад и презентацию к нему», «имею опыт написания рекламных статей», «умею сочинять слоганы и заголовки», «у вас есть сайт, наполню его нетривиальным содержанием», «умею организовывать пресс-конференции», «умею организовывать массовые мероприятия», «могу договориться со СМИ», «знаю основных журналистов по вашему профилю», «умею проводить мониторинг и готовить отчет по нему», «опыт работы на выставочном стенде», «умею выявлять стереотипы целевой аудитории», «владею методами поиска новых идей» и т.д.
В этом перечне при беседе с работодателем важно угадать, каково же его представление о PR и маркетинге в целом. А чтобы не угадывать, лучше узнать заранее (смотри предыдущую часть статьи «о времени»).

Пример 3. Одна из известных российских компаний, выпускающих химические препараты для сельского хозяйства, недавно разместила на специализированном интернет ресурсе вакансию PR -менеджера. Незадолго до этого разгорелся скандал вокруг строительства нового завода недалеко от Минска. Местное население активно сопротивляется строительству нового завода в их поселке. Понятно, что на собеседовании с таким работодателем, вы должны в первую очередь говорить о навыках разрешения конфликтных ситуаций, умении решать задачи «контррекламы».

Главная сложность таких «структурированных» бесед с работодателем состоит в том, что на сегодняшний день не то, что структура - границы PR-деятельности четко не очерчены. Одни склонны все новое из области коммуникаций немедленно относить к PR, другим более по душе узкое понимание этой профессии, как налаживание отношений со СМИ. И пока специалисты не договорятся между собой о стандартах профессии, вам придется «угадывать» мнение потенциального работодателя.

«Когда б мы жили без затей...»**

Часто думаю, а может не надо все так усложнять? Относиться ко всему проще? В самом деле, хочет работодатель интервью директора на полосу в газете - пожалуйста, разместим за его деньги! Хочет на телевидении - тоже не проблема (Закон «О рекламе» и это позволяет)! Нужен работник, который один раз в год организует конференцию для потребителей - хорошо! Нужно быть на все руки мастером - исследование не заказать, а самому провести, рекламу разработать и разместить, шефу доклад для еще большего шефа помочь написать, сделать анализ публикаций в прессе по всей отрасли, журналистов пригласить, сайт в интернете наполнить, с просителями спонсорской помощи разобраться, дегустацию в магазине провести, продавцов обучить? Надо, значит надо! Ничего что при этом не звучит на каждом шагу «PR», «пиар»... Когда-нибудь зазвучит. И разве не о том всегда мечтает молодой специалист, чтобы всего попробовать, многому научиться, выбрать в результате занятие по душе?

Все дело в том, что в треугольнике отношений «Работодатель - PR - Работник» сложней всего, как выяснилось, изменить отношение к PR у работодателя и отчасти сам PR. Значит, придется начинать с себя.

Подвергните сомнению все то, что вы знаете о PR после окончания учебы.

Хорошо, если вас учили решать задачи для бизнеса, не особо концентрируясь на определениях терминов. Хорошо, если лекции читали практикующие специалисты.  Хорошо, если они рассказывали примеры из собственной практики. Хорошо, если кроме лекций вы решали задачи. Хорошо, если во время учебы вы попробовали поработать в компании. Как добиться, чтобы «все было хорошо»?  Ответ на этот вопрос вы уже знаете. Заранее выбрать учебное заведение и/ или курс, соответствующий таким требованиям.

Попробуйте изменить свое отношение к PR. В конце концов, это обычная управленческая профессия. С тем отличием, что управлять нужно мнениями большого числа людей и выбирать для этого необходимые средства.

Измените свое отношение к тому, что вам предлагает работодатель. Вам, как молодому специалисту никто сразу не доверит «пиар» всей компании, включая ее руководителя. Вам могут доверить узкий сегмент работы, если в компании есть целая PR-структура, или поручить все, что некому больше поручить, если компания не очень большая и к тому же молодая. Не навязывайте работодателю свое видение PR. Оно может быть оторванным от жизни (по вине преподавателей), или слишком сложным для немедленного понимания человеком, который с вами в одной группе не учился.

Ваша задача как молодого специалиста, войти в профессию. Сосредоточьтесь на ней. А высот в ней вы достигнете обязательно. Но это уже другая задача.

 
home contact search contact search